Главная » Файлы » Рабочие программы |
[ Скачать с сервера (26.1 Kb) ] | 04.01.2017, 19:41 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать воспитанников объединения дополнительного образования к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Объединение дополнительного образования «Культура речи" по русскому языку в 8 классах - это самодеятельное объединение воспитанников дополнительного образования под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия во внеурочное время. Цель занятий - повышение уровня речевой культуры воспитанников объединения дополнительного образования. Задачи курса: - привитие интереса воспитанников объединения дополнительного образования к русскому языку; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи воспитанников объединения дополнительного образования - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; - научить самостоятельно работать с книгами, словарями; - развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений; - воспитание инициативы, целеустремленности; - повысить общую языковую культуру; - формирование навыков выразительного чтения; - развивать у воспитанников объединения дополнительного образования стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам. Основные принципы организации объединения дополнительного образования: - принцип добровольности ; - принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку; - принцип индивидуального подхода к воспитанникам объединения дополнительного образования ; - принцип систематичности; - принцип занимательности; - принцип укрепления связи обучения с жизнью. Организация работы объединения дополнительного образования Основой работы объединения дополнительного образования по русскому языка является принцип добровольности. Объединение дополнительного образования могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 8классов, так и все желающие. На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организовано объединение дополнительного образования «Культура речи», рассказывается, чем будут заниматься воспитанники объединения дополнительного образования, что нового и интересного они узнают, в чем польза этих занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в объединении дополнительного образования - от 5 до 15 учащихся. Работа объединения дополнительного образования начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены объединения дополнительного образования. Занятия объединения дополнительного образования проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий - 40 минут. В результате изучения курса воспитанники объединения дополнительного образования должны уметь: - передавать мысли правильно, точно и выразительно; - самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал; - выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы; -создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка; - вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией. - выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи. По данной программе в занимательной, доступной для воспитанников объединения дополнительного образования форме повышается уровень речевой культуры . Творческие задания, игровые формы проведения занятий объединения дополнительного образования: конференции, телепередачи, диалоги, исследование, комментарии, интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого воспитанника объединения дополнительного образования, формирует творческую личность .
Учебно-тематический план
Содержание программы 1. Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М.Пешковского. Важнейшая закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания. Форма занятия: викторина. 2. Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система. Форма занятия: лекция. 3. Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в жизни человека . Форма занятия: проект. 4. Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публичная речь. Форма занятия: беседа. 5. Оратор и его аудитория. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора. Форма занятия: турнир. 6. Ораторское искусство России. Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского. Форма занятия: устный журнал. 7. Произносительные нормы русского языка. Термин "орфоэпия". Основные черты русского литературного произношения. Полный и неполный стили произношения. Классификация стилей. Форма занятия: игра. 8. Требования к правильной речи. Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи. Форма занятия: интерактивный опрос"микрофон". 9. Интонация. Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики. Форма занятия: практическая работа на основе различных печатных пособий. 10. Ударение. Синтагматическое членение предложения. Логическое ударение. Форма занятия: практическая. 11. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи. Точность и ясность речи. Чистота речи. Форма занятия: дискуссия. 12. Правила художественной декламации. Задачи, цели декламации. Форма занятия: беседа. 13. Словарный состав русского языка. Лексические пласты художественных произведений. Форма занятия: семинар. 14. Выразительность русской речи. Понятие"выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Форма занятия: лекция, тест. 15. Благозвучие. Важное свойство устной речи. Форма занятия: практикум. 16. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка. Форма занятия: ролевая игра. 17. Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов работы кружка.
Список литературы 1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976. 2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9классы: тренинговые задания на уроках. -Волгоград: Учитель, 2007. 3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи(общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004. 4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие /А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006. 5. Плёнкин, Н..А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995. 6. Программы для общеобразовательных школ,гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / сост.Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2001. 7. Ситникова, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. - Волгоград:Учитель, 2003. 8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,2002.-413с. 9. Современная энциклопедия. Этикет/ Авт.сост.И.Е.Гусев - Минск- Харвест, 1999. 10. Формановская, Н.И. Вы сказали: "Здравствуйте!"( Речевой этикет в нашем общении.) -М.: Знание, 1982.-160 с.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1123 | Загрузок: 37 | |
Всего комментариев: 0 | |