< >< > Вопрос № 6.
Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?
-
Плюшкин.
- Ноздрёв.
- Манилов.
- Собакевич.
Вопрос № 7.
Чья это характеристика ?
Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх – четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».
-
Манилов.
- Ноздрёв.
- Плюшкин.
- Собакевич.
Вопрос № 8.
Кто рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?
1. Чичиков.
2 . Ноздрёв.
3. Почтмейстер.
4. Председатель казённой палаты .
Вопрос № 9.
С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?
1. Для того, чтобы считаться богатым помещиком.
2. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.
3. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых .
4. Для того, чтобы выиграть пари.
Вопрос № 10.
Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»?
1. Чичикова.
2. Манилова.
3. Умерших крестьян.
4. Селифана.
- Посмотрите результаты. Кто ещё не очень внимательно прочитал поэму, перечитайте.
-
Слово учителя. (Слайд 2)
Эпиграфом к уроку я взяла слова Н.В. Гоголя, прочтём его «…книга писана долго: нужно, чтоб дали труд всмотреться в неё долго». Несомненно, Н.В. Гоголь умеет заставить своего читателя задуматься, учит мыслить, погружает в текст так, что волей-неволей сознание создаёт соответствующие образы и подчиняется магии слова великого писателя.
К сегодняшнему уроку вы подошли с весомым запасом своих наблюдений и, возможно, открытий. Вы, поколение XXI века, пригласите сегодня Н.В. Гоголя в свои собеседники, но ни в коем случае не становитесь ему судьями, хотя сам писатель установил для себя непомерно высокую планку требований: (Слайд 3) «Я вижу только грозное и правдивое потомство, преследующее меня неотразимым вопросом: « Где же то дело, по которому бы можно было судить о тебе?» И чтобы приготовить ответ ему, я готов осудить себя на всё, на нищенскую и скитающуюся жизнь, на глубокое, непрерываемое уединение, которое отныне я ношу с собою везде…». Мы не оцениваем великий шедевр, а пытаемся рассмотреть в поэме синтез духовных богатств нации, который осуществил в ней писатель. Наряду с «открытым текстом» прочитаем разнообразные образы-символы, созданные Н.В. Гоголем. Это станет стержнем нашего урока, его главной и увлекательной проблемой.
«Велико достоинство художественного произведения, когда оно может ускользать от всякого одностороннего взгляда», - писал по поводу «Мёртвых душ» А.И. Герцен.
Давайте попытаемся захватить своим вниманием это «ускользающее достоинство» поэмы с тем, чтобы расширить и углубить наше первичное представление о загадочно-неисчерпаемом творении Н.В. Гоголя. Оправдаем надежду писателя быть «правдивым поколением», ради которого он обрёк себя на жизнь, лишённую личных земных радостей.
IV. Отчеты - выступления групп.
- Вы поделились на группы. У каждой своё задание. В ходе отчёта-выступления каждой группы записывайте выводы и наблюдения в тетрадь, и в конце урока оцените группы по выданной таблице. Для простоты оценивания выбираем шкалу от 0 баллов до 3 баллов.
ШКАЛА ДОСТОИНСТВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
- Содержательность материала(глубина анализа)
- Информативность(объём материала)
- Новизна
- Доступность изложения
- Творческий подход
(Группы готовят выступление с презентацией).
(Слайд 4) Итак 1 группа «История создания и первоначальный замысел поэмы «Мёртвые души».
Начав работу над «Мёртвыми душами», Гоголь писал о своём труде «Вся Русь явится в нём», это была заявка на произведение столь же художественное, сколь и историческое. Мы помним, что изучение прошлого русского народа - от самых его истоков - было предметом научных занятий писателя в период, предшествовавший работе над поэмой. Многочисленные выписки из летописей, византийских хроник и других источников, говорящих о жизни славян и русских в древнейший период их существования, которые сохранились в гоголевских бумагах, относятся к 1834-1835гг. Работа над «Мёртвыми душами» была естественным продолжением этих штудий, только теперь её результаты отливались у него в живую поэтическую форму. Художественный принцип, который позволил Гоголю показать «всю Русь» в сравнительно небольшой по объёму поэме, можно отметить в высказывании писателя: «…история должна из всего рода человеческого сотворить одну единицу, одного человека, и представить биографию этого человека…». Не так ли небольшое число персонажей поэмы представляет собой всю нацию в её наиболее характерных проявлениях? Недаром же Гоголь писал: «Чем более я обдумывал моё сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши».
Поэма «Мертвые души» была задумана как величественное эпическое произведение в трех томах, обнимающее собой «всю Русь» и «все человечество в массе». Поэма осталась незавершенной: вышел в свет только первый том, и после смерти были найдены черновые наброски отдельных глав второго. Существует мнение, что Гоголь задумал создать «Мертвые души» по аналогии с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трех частей: «Ада», «Чистилища», «Рая». Им должны были соответствовать задуманные Н. В. Гоголем три тома. В первом томе Н. В. Гоголь хотел показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни, во втором и третьем томах - духовный подъем России.
Идею «Мёртвых душ» подал А. С. Пушкин, сам узнавший её во время своей кишинёвской ссылки. Пушкину якобы рассказали, о чём свидетельствовал полковник Липранди, что в местечке Бендеры (где Пушкин был дважды) никто не умирает. Дело в том, что в начале XIX века в Бессарабию бежало достаточно много крестьян из центральных губерний Российской империи. Полиция обязана была выявлять беглецов, но часто безуспешно — они принимали имена умерших. В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти. Началось официальное расследование, выявившее, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов. Много лет спустя похожую историю Пушкин, творчески преобразовав, рассказал Гоголю.
Почти полтораста лет тому назад, летом 1842 года, Огарев прислал Герцену в его новгородскую ссылку подарок. Это была книжная новинка — только что вышедший в Москве первый том «Мертвых душ». Герцен тут же записал у себя в дневнике: «Удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадёжный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман навозных испарений, там он видит удалую, полную сил национальность... Грустно в мире Чичиковых, так, как грустно нам в самом деле, и там и тут одно утешение в вере и уповании в будущее».
Так начиналось бессмертие удивительной книги. В сознании многих читательских поколений сталкивались и спорили между собою и впечатления разные, и чувства противоположные.
(Слайд 5)2 группа «Смысл названия поэмы «Мертвые души».
Гоголь любил повторять, что не будут живы его образы, если каждый читатель не почувствует, что они взяты "из того же тела, из которого и мы". Это свойство гоголевских образов - некую узнаваемость, близость душе каждого из нас - отмечали уже современники писателя. Уже в самом названии “Мертвых душ” Гоголем определена его задача. Последовательное выявление мертвых душ на “маршруте” Чичикова влечет за собой вопрос: в чем причины той мертвечины? Одна из главных состоит в том, что люди забыли свое прямое назначение. Люди эти потеряли свое место на земле, это уже указывает на некоторое их промежуточное состояние - они между жизнью земной и жизнью потусторонней
Прежде всего «мёртвые души» имеет буквальное значение, связанное с сюжетом. Мертвые души - это "товар", который покупает Чичиков, а именно души умерших крестьян, которые по ревизским сказкам числятся живыми. Недаром Коробочка жалуется Чичикову: "Народ мертвый, а плати, как за живого". Гоголь вкладывает в уста Чичикова и других героев поэмы по отношению к приобретенным душам слово "мертвые" вместо принятого в официальных документах "убылые". В этой связи Погодин писал ему 6 мая 1847 года: ""Мертвых душ" в русском языке нет. Есть души ревизские, приписные, убылые, прибылые". Гоголь хотел придать этими словами особенный смысл не только афере Чичикова, но и всему произведению.
Гораздо важнее буквального - иносказательный, метафорический смысл названия поэмы. Мертвые души - это помещики и чиновники, сам Чичиков. Этот смысл был очевиден уже для первых читателей Гоголя. Так, Герцен записал в дневнике в 1842 году: "...не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу".
Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: "Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник". По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится подлинная жизнь - образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение.
В Толковом словаре Владимира Даля одно из значений слова "мертвый" - "человек невозрожденный, недуховный, плотской или чувственный". Это значение близко к тому, в котором употребляет данное слово и Гоголь. Например, Манилов ведет жизнь исключительно материальную (плотскую, чувственную), поэтому настоящей жизни (то есть духовной) в нем нет: он мертв, как и другие помещики, как и сам Чичиков.
По дороге Чичикову не встретилась ни одна церковь. “Какие искривленные и неисповедимые пути выбирало человечество”, - восклицает Гоголь. Дорога России видится ему ужасной, полной падений, болотных огней и соблазнов. Но все-таки это дорога к Храму, ибо в главе о Плюшкине мы встречаем две церкви; готовится переход ко второму тому - Чистилищу из первого - адского.
Название поэмы является символом жизни уездного города N. а он, в свою очередь, символизирует всю Россию. Н. В. Гоголь хочет показать, что Россия находится в кризисе, что души людей окаменели, умерли.
При издании “Мертвых душ” Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг - множество человеческих черепов
Обложка эта очень интересна. Прежде всего обращает на себя внимание необычность подобного оформления для времени появления поэмы в печати. Обложки современных Гоголю книг, как правило, отличались строгим изяществом и часто украшались одной рамкой, состоящей из линеек, звёздочек и т. п. Поэтому сложный, многофигурный рисунок к «Мёртвым душам» загадочен. Стоит обратить внимание на то, что Гоголь отказался от всяких других иллюстраций (Агина и Бернадского), но счёл возможным поместить на обложке книги свой далеко не профессиональный рисунок.
Но художественный язык обложки «Мёртвых душ» не только продолжает традицию, он отражает также и индивидуальные особенности творческого мышления Гоголя. Первое, что бросается в глаза при взгляде на неё, – это большое количество изображений разнообразных бытовых предметов, среди которых мелькают и жанровые сценки. Здесь нам встречаются бутылки, окружённые рюмками, множество разных рыб на блюдах, напоминающих того осетра, которого Собакевич «доехал» «в четверть часа с небольшим». В правой части листа вверху мы видим подгулявшего мужичка с рюмкой в руке, внизу – танцующую пару. Однако не только радости плоти проглядывают в рисунке, но и черепа, а между ними – несколько скелетов.
Как и весь текст гоголевской поэмы, изображения на обложке могут быть прочитаны двояко. В них можно увидеть отдельные реалии её сюжета, а можно – и некие обобщающие символы. И если в блюдах и бутылках мы распознаём обобщение той праздной и бездуховной жизни, которая символизирована писателем в образе масленицы, тогда и эти изображения, и черепа со скелетами предстанут перед нами как две чётко выраженные эмблемы: «Vanitas» («Всё суета») и «Memento mori» («Помни о смерти»).
Тем более интересно заметить, что причудливые завитки над женской головой в крестьянском головном уборе (нижняя деталь рисунка) образуют нечто вроде короны. Слева и справа от слов «Мёртвые души» несколько изображений сапог, а также крестьянский лапоть. Они связаны, несомненно, с тем же мотивом движения, который выражает и тройка в верхней части листа и который наряду с песней (о ней в рисунке напоминают народные музыкальные инструменты) символизирует у Гоголя живую душу русского народа.
(Слайд 6) 3 группа «Система образов поэмы «Мёртвые души».
Чичиков. В поэме «Мертвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, прямо выделяющийся из общей картины российской жизни, — это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно «лишним людям», Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразить мир, а своей активностью, деятельностью и предприимчивостью.
Что же за человек Чичиков? В поэме «Мертвые души» Гоголь показывает, что старая патриархальная дворянская Россия умирает. Неумолимый ход истории порождает людей иной жизненной ориентации, дельцов-предпринимателей.
Раскрывая образ главного героя, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков — единственный, за исключением Плюшкина, персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы поэмы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье, чья усадьба перестала быть источником доходов. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, — беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. В отличие от Гринева, Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели.
Основу комизма и одновременно трагизма этого образа составляет то, что смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, но в этом-то и ловушка: человек, лишенный нравственной основы, обманывает себя, считая финансы средством.
Читатель путешествует вместе с Чичиковым и видит реальные картины жизни. Перед ним предстают образы помещичьей, чиновничьей, крестьянской России.
Коробочка. Другой тип помещиков показан в образе Коробочки. В отличие от Манилова она вся погружена в мир мелочных забот. Она хочет извлечь пользу из всего, даже оттуда, где это невозможно сделать. Например, в сцене продажи мертвых душ Коробочка надеется на то, что они могут еще на что-нибудь сгодиться.
Ноздрёв. В помещике Ноздреве есть своеобразная широта натуры, которая сочетается с праздностью и бесхозяйственностью. Ноздрев постоянно что-то проигрывает в карты, а выиграв, готов купить груду ненужных вещей. В его усадьбе везде царит беспорядок, за исключением псарни. Охота и разведение собак — это единственное занятие, в которое он вкладывает всю душу. Только среди собак он чувствует себя как «отец большого семейства». Этот помещик — лгун и обманщик по убеждению. Ноздрев принадлежит к тем людям, которые любят делать подлости другим, если даже те их не заслуживают.
Собакевич. Совсем другое дело Собакевич. Это единственный хозяин, у которого в поместье прослеживается порядок и некоторая благоустроенность. Это расчетливый человек, у него все построено на века. Собакевич немногословен, обладает железной хваткой, сильный человек, недаром Н. В. Гоголь сравнивает его внешность с медведем. Но автор не скрывает горькой правды: богатырскую силу Собакевич не может применить с пользой. Вся его сила используется за столом. Плюшкин. От Собакевича Чичиков отправляется к Плюшкину. Некогда предприимчивый, трудолюбивый человек изменился до неузнаваемости. Невозможно даже разобраться, какого пола это существо. Скупость и подозрительность погубили Плюшкина. У него амбары и кладовые ломятся от добра, сено сгнило так, что на нем можно выращивать капусту, под открытым небом пропадают горы муки, а крепостные умирают с голоду. Скупость и жадность довели этого человека до того, что он отказывает во всем даже самому себе.
Такой показал Н. В. Гоголь Русь помещичью, где крепостное право предоставляет возможность эксплуатировать крестьян и, ничего не делая, жить за их счет. Всех этих помещиков ждет такая же участь, что и Плюшкина.
Рядом с помещиками живут другие люди — крепостные крестьяне. Именно в них проявляются положительные черты, свойственные русскому народу. Среди крепостных также встречаются разные люди.
Но есть среди крепостных умные, талантливые люди, которые надолго остаются в памяти, прославившись своими делами.
Простые крестьяне являются читателю как умные, способные, трудолюбивые люди, а не как глупые лакеи, развращенные своими господами.
Особый мир составляют в поэме чиновники. В этом мире ничего не делают без взятки. Чиновники преклоняются перед Западом, искажают чудесный русский язык, выбросив половину слов, и чрезмерно много употребляют слов иностранных. Интересы их ничтожны: те же сплетни, наряды, танцы у женщин и карты и пересуды у мужчин. В деятельности чиновников процветают взяточничество, бюрократизм, казнокрадство и царят чинопочитание и подхалимство.
В такой России уютно и хорошо себя чувствуют только такие люди, как Чичиков. Когда в стране наступает полное моральное, культурное и материальное оскудение, люди, подобные Чичикову, процветают, благодаря своей предприимчивости и смекалке. А ведь эти качества могли бы быть направлены на пользу всей России, и, возможно, тогда бы мы увидели нашу страну другой. Такой, какой ее представлял в будущем Н. В. Гоголь в образе Руси — птицы-тройки, которая величественно несется вперед, опережая все народы.
(Слайд 7) 4 группа «Сюжет и композиция поэмы «Мёртвые души».
В основу сюжета Гоголь положил рассказ о похождениях Чичикова, который приезжает в губернский город с целью приобретения весьма странного товара - «мертвых душ».
Собственно, сюжет поэмы прост: в России была плохая система учета крепостных. Ревизская сказка, то есть опись крепостных происходила один раз в четыре года. Душами считались только мужчины. Они были товаром. Чиновник Чичиков воспользовался этим всем и заложил мертвые души за деньги.
На сюжете с мертвыми душами можно было создать плутовской роман. Так представлялся поначалу Гоголю жанр его произведения. Кроме того, этот сюжет был современен.
Пушкин рассказал Гоголю об одном господине, скупавшем мертвые души в Псковской губернии, - из этого и родился сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души».
Основной материал поэмы обогащен сатирической темой чиновничьего произвола, взяточничества, своекорыстия и беззакония.
Композицию поэмы определяет замысел автора «изъездить вместе с героем всю Русь
и вывести множество самых разнообразных характеров» вслед за Чичиковым, покупающим
мертвые фактически, но живые по бумагам души.
В ней три звена.
Первое: пять портретных глав (2 - 6), в которых даны все имеющиеся в то время типы помещиков; второе - уезды и чиновники (главы 1, 7 - 10); третье - 11 глава, в которой предыстория главного героя. В первой главе - приезд Чичикова в город и его знакомство с чиновниками и окрестными помещиками.
В пяти портретных главах, посвященных Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу и Плюшкину, описано посещение Чичиковым помещичьих усадьб с целью покупки «мертвых душ». В последующих четырех главах - хлопоты по оформлению «покупок», возбуждение и толки в городе по поводу Чичикова и его предприятия, смерть прокурора, испугавшегося толков о Чичикове. Одиннадцатая глава завершает первый том.
Во втором томе, дошедшем до нас не полностью, много больше трагичности и динамичности. Чичиков продолжает наносить визиты помещикам. Вводятся новые персонажи. Одновременно происходят события, ведущие к перерождению главного героя.
Композиционно поэма состоит из трех внешне не замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов - помещики, город, жизнеописание героя - объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой Чичикова.
В.В. Гиппиус пишет, что Гоголь построил свою поэму в двух планах: психологическом и историческом.
Задача первого плана - вывести как можно больше характеров, которые прикреплены к помещичьей среде. «Но значение гоголевских героев перерастает их первоначальную социальную характеристику. Маниловщина, Ноздревщина, Чичиковщина получили… значения больших типических обобщений. И это не было только позднейшим историческим переосмыслением; обобщенный характер образов предусмотрен в авторском замысле. Об этом Гоголь напоминает по поводу почти каждого из своих героев».
С другой стороны, каждый Гоголевский образ историчен, потому что отмечен чертами своей эпохи. Длительно пребывающие во времени образы дополнены вновь возникающими (Чичиков). Образы из «Мертвых душ» получили длительное историческое значение.
В композиции «Мертвых душ» огромное значение имеют вставные новеллы и лирические отступления. Особенно важна «Повесть о капитане Копейкине», которая находится как бы вне сюжета, но показывает пик омертвления человеческой души.
«… Не в шутку назвал Гоголь свой роман «поэмою» и что не комическую поэму разумеет он под нею. Это нам сказал не автор, а его книга. Мы не видим в ней ничего шуточного и смешного; ни в одном слове автора не заметили мы намерения смешить читателя: все серьезно, спокойно, истинно и глубоко…» В.Г. Белинский.
V. Обобщение.
Н.В. Гоголь ослепительно ярко представил всю страшную тину повседневных мелочей, опутавших жизнь общества. Значение Гоголя для общества и литературы замечательно сформулировал Чернышевский: «Он пробудил в нас сознание о нас самих». В стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин» (1856) можно увидеть перекличку с самой установкой Гоголя на оживление человеческих душ силой поэтического слова: (Слайд 8)
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей…
Художественный космос Гоголя, какими бы отталкивающими явлениями он ни был наполнен, сохраняет в себе идею мировой гармонии.
- Ребята, подумайте, существует ли проблема «Мёртвых душ» в современной России?
Перед вами утверждение: (Слайд 9) «Проблема «Мёртвых душ» существует и в современной России» и три варианта ответов:
1. Полностью согласен
2. Частично согласен.
3. Совсем не согласен.
- Выберите ответ и объясните, почему вы так считаете?
VI. Рефлексия.
- Что нового и интересного вы узнали для себя на уроке? Выступление какой группы наиболее понравилось?
VII. Оценивание.
VIII. Домашнее задание. (Слайд 10) Прочитать 2,3 главы, создать герб помещика. 1ряд – Манилов; 2 ряд – Коробочка.
ШКАЛА ДОСТОИНСТВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
№
|
Содержательность
материала
|
Информативность
(объём материала)
|
Новизна
|
Доступность изложения
|
Творческий подход
|
1 группа
|
|
|
|
|
|
2 группа
|
|
|
|
|
|
3
группа
|
|
|
|
|
|
4 группа
|
|
|
|
|
|