Главная » Файлы » Литература

Конспект урока по литературе 8 класс. Л.Н. Толстой "После бала"
[ Скачать с сервера (25.4 Kb) ] 12.01.2017, 20:46

Тема: «Особенности композиции рассказа. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа»

Цели:

Знать: тему и идею рассказа; понятия  контраста и антитезы;

Уметь: определять причины  жизненных противоречий и позиции писателя, значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, роль антитезы как способа построения рассказа, определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (милосердие, гуманность, неприятия насилия над личностью,.

 

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, система голосования, доска, музыкальные записи, тексты, тетради.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверочное тестирование по содержанию рассказа «После бала».

    - Вы прочитали рассказ «После бала». Насколько вы усвоили содержание его, проверим с помощью теста. (система голосования)

  3. Чем занимался Иван Васильевич в годы описываемых им событий?

    А) учился в университете

    Б) не занимался ничем, повесничал

    В) служил в гусарском полку

    Г) служил при канцелярии

     

  4. В какомчине был отец Вареньки?

    А) унтер-офицера

    Б) майора

    В) полковника

    Г) генерала

     

  5. Какой танец танцевали на балу Варенька и её отец?

    А) кадриль

    Б) полонез

    В) мазурку

    Г) вальс

     

  6. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

    А) отчуждение

    Б) восторг

    В) возмущение

    Г) пренебрежение

     

  7. Звуки каких музыкальных инструментов сопровождали казнь солдата?

    А) Скрипки и флейты

    Б) фортепиано и трубы

    В) барабана и трубы

    Г) флейты и барабана

     

  8. Что сделал рассказчик по отношению к Вареньке после увиденной им сцены наказания солдата?

    А) разлюбил её

    Б) сделал ей предложение

    В) возненавидел её

    Г) продолжал её любить (5 мин)

- Оценивание: 60 баллов – «5», 50 баллов – «4», 40 баллов – «3», менее 40 – «2».

 

  1. Беседа. Актуализация первичного опыта. ( СЛАЙД 1)

- Вы достаточно хорошо усвоили содержание рассказа. Ребята, докажите, что это произведение является рассказом?

( Основу составляет одно событие, одна сюжетная линия).

- Какое событие описано в рассказе?

( Бал, влюбленность, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала).

- Рассказ – это художественный вымысел, действительно это так?

( Об истории создания)

- Л.Н. Толстой рассматривал  несколько названий для рассказа.  Почему остановился на последнем?

Об этом нам расскажет Катя Сергеева.  (СЛАЙД 2)

     - Оправдан ли такой выбор, как вы считаете?

- Что потрясло вас в рассказе и заставило задуматься, переживать?

       IV.     Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом Л.Н. Толстого «После бала», и в проведении урока вы будете помогать мне.

Тема урока: «Особенности композиции рассказа. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа».

Что предстоит вам узнать на уроке?

( тему и идею произведения, понятие контраста, особенности композиции рассказа)

- Сегодня на уроке вы должны узнать (СЛАЙД 3) 

Цели:

Знать: тему и идею рассказа; понятия  контраста и антитезы;

Уметь: определять причины жизненных противоречий и позиции писателя, значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, роль антитезы как способа построения рассказа, определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (милосердие, гуманность, неприятия насилия над личностью,.

  1. Изучение нового материала.

    - Вспомните, что такое композиция?

    (Композиция – это построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.)

    - Назовите все части композиции этого рассказа. (Оля Клецкова и Оля Тугова).

    (СЛАЙД 4)

  2. < >

    Основная часть.

    А) Бал.

    - Описание весёлого и счастливого бала.

    - Образ Вареньки.

    - Танцы.

    - Портрет отца Вареньки.

    - Чувство бесконечного счастья Ивана Васильевича.

    Б) После бала.

    - Сквозь строй.

    - Вид наказываемого.

    - Описание наказания.

    - Полковник как исполнитель наказания.

    - Чувство страха и ужаса у Ивана Васильевича.

                  3. Заключение.

 

- Что необычного вы заметили в построении рассказа?

(начинается внезапно, разговор ведётся о нравственных ценностях, завершается внезапно, без выводов)

- От чьего лица ведётся повествование? Кем он является в рассказе?

- Как можно назвать такую композицию?

(рассказ в рассказе)

- Какие части рассказа можно считать самыми важными?

(Бал, после бала)

- Разобраться в важности этих сцен нам помогут ребята, выполнив задания по карточкам.

(Петрова Татьяна, Белоножкин Олег)

  1. Выпишите из первой части эпитеты, изображающие бал у губернаторского предводителя.

(Федешова Лена, Димитрова Оксана)

  1. Из 2 части выпишите эпитеты, помогающие изобразить сцену наказания человека.

- Ребята работают у доски, а мы продолжаем. Как вы считаете, чем является бал для дворянина XIX века?

(Звучит мелодия вальса) (СЛАЙД 5,6)

- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времен, так и от современной. В жизни русского столичного дворянина XVIII-начала XIX в.в. время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам – здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба – военная или статская. На балу реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих. (40 с.)

 

- Вспомните сцену бала. Какой танец описан автором более подробно?

(Мазурка).

- Алена и Оля расскажут об этом танце.

- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. Она танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца. И солист, и распорядитель мазурки должны были проявить изобретательность и способность импровизировать:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам… 
( 1 мин.)

 

 

 

- Какое настроение у присутствующих в зале и у читателя создаёт мелодия мазурки? Какие чувства вызывает?

- Что привлекло наибольшее внимание окружающих? (Танец отца и дочери). Зачитайте.

- На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает поведения полковника по отношению к дочери на балу?

(  В сцене бала полковник кажется  красивым, милым и добрым. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. Носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать Вареньку и выводить её в свет.)

- Искренен он к ней и другим гостям бала?  (Полковник искренен на балу, когда радостный и счастливый танцует с дочерью, подводит её к влюблённому человеку.)

- Какие художественные средства использует автор, изображая бал?

Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из первой части.

- Почему рассказчик в таких ярких красках описывает бал? Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»?  (Иван Васильевич влюблён, очарован  праздничной атмосферой, близостью любимой женщины, ощущением счастья, красоты, молодости).

- Описание бала занимает большую часть рассказа. А почему он назван «После бала»? Обратимся к тексту.

(Заранее подготовленный ученик зачитывает сцену после бала) (СЛАЙД 7,8)

- Что изменилось? Почему? Что помогает прочувствовать состояние героя? (Описание пейзажа – ученики зачитывают отрывок из текста). - Звучание мазурки было внезапно прервано. Что случилось?

Слушание фрагмента музыки – визгливая мелодия флейты и барабанная дробь.

- Какое впечатление произвело на вас звучание такой «музыки»? Какие чувства оно вызвало?

- Какие эпитеты использует автор во второй части рассказа?

Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из второй части рассказа.

- Каким мы видим полковника в этой сцене?  (Человек со злобным выражением лица, жестоким и грубым. Полковник убеждён, что надо делать всё по закону: «перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку», а если нужно, ударить этой рукой провинившегося солдата)

- Какой приём использует автор, для того, чтобы воздействовать на читателя? (Противопоставление).

- Этот прием можно назвать контрастом.  Контраст – это резко выраженная противоположность. (Запись в тетради)  (СЛАЙД 9 )

-Сравним эпитеты первой и второй части. Что чему противопоставлено? (Картины бала и после него.)

 Это художественное средство называется  антитеза.

Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий. (запись в тетради) (СЛАЙД 9)

- Как чувствует себя герой рассказа во второй части?  (Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты боль, он потрясён жестокостью полковника).

- Почему он не вмешался в происходящее?  (Он был ошеломлён, думал, что  чего-то не знает.)

- Понял рассказчик причины противоречий в характере, поведении полковника? (Понять того, кто искренне добр в одной обстановке и страшно зол в другой – для него невозможно.)

- А в чем причина жизненных противоречий по мнению автора?  ( Л.Н. Толстой в рассказе показывает не  только злые и добрые качества в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную действительность, искаженные понятия о чести, долге, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение,  попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит.)

 - Как изменилась жизнь Ивана Васильевича впоследствии?   (Столкнувшись с несправедливостью, даже не по отношению к нему, резко изменил свой жизненный путь, отказался от карьеры и посвятил свою жизнь служению другим людям.)

- Вспомните в какой день происходило событие. (Последний день Масленицы)  (СЛАЙД 10)

           - Как называют  последний день Масленицы и последующий за ним?  (Прощеное воскресенье и Чистый понедельник)

- Несмотря на то, что действие происходит в день, когда принято было простить «ближнего», с чистой душой вступить в Великий пост, происходит такое жестокое событие.

            - В рассказе показаны два закона: Божий (начинается  Великий пост, всепрощение, милосердие) и закон человеческий.  Какой закон главный? (Божий.  Он вечен).

VI. Выводы по уроку.

- Какой приём помогает автору воздействовать на читателя? (Приём контраста).

- Помог ли контраст раскрыть замысел автора?

VII. Рефлексия.

- Что, ребята, вам дал сегодняшний урок?

- Как вы себя чувствовали на уроке? Считаете ли вы, что даже на службе человек не должен забывать о нравственных ценностях? Приведите примеры из жизни.

VIII. Домашнее задание. (СЛАЙД 11)

- Написать сочинение на темы (по выбору): «Полковник на балу и после бала», «Утро, изменившее жизнь», «Что такое честь, долг и совесть в моём понимании?»

Категория: Литература | Добавил: siniczinacaterina2017
Просмотров: 1801 | Загрузок: 28 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar