Главная » Файлы » Литература |
[ Скачать с сервера (25.4 Kb) ] | 12.01.2017, 20:46 | ||
Тема: «Особенности композиции рассказа. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа» Цели: Знать: тему и идею рассказа; понятия контраста и антитезы; Уметь: определять причины жизненных противоречий и позиции писателя, значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, роль антитезы как способа построения рассказа, определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (милосердие, гуманность, неприятия насилия над личностью,.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, система голосования, доска, музыкальные записи, тексты, тетради.
Ход урока.
- Оценивание: 60 баллов – «5», 50 баллов – «4», 40 баллов – «3», менее 40 – «2».
- Вы достаточно хорошо усвоили содержание рассказа. Ребята, докажите, что это произведение является рассказом? ( Основу составляет одно событие, одна сюжетная линия). - Какое событие описано в рассказе? ( Бал, влюбленность, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала). - Рассказ – это художественный вымысел, действительно это так? ( Об истории создания) - Л.Н. Толстой рассматривал несколько названий для рассказа. Почему остановился на последнем? Об этом нам расскажет Катя Сергеева. (СЛАЙД 2) - Оправдан ли такой выбор, как вы считаете? - Что потрясло вас в рассказе и заставило задуматься, переживать? IV. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом Л.Н. Толстого «После бала», и в проведении урока вы будете помогать мне. Тема урока: «Особенности композиции рассказа. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа». Что предстоит вам узнать на уроке? ( тему и идею произведения, понятие контраста, особенности композиции рассказа) - Сегодня на уроке вы должны узнать (СЛАЙД 3) Цели: Знать: тему и идею рассказа; понятия контраста и антитезы; Уметь: определять причины жизненных противоречий и позиции писателя, значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, роль антитезы как способа построения рассказа, определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (милосердие, гуманность, неприятия насилия над личностью,.
3. Заключение.
- Что необычного вы заметили в построении рассказа? (начинается внезапно, разговор ведётся о нравственных ценностях, завершается внезапно, без выводов) - От чьего лица ведётся повествование? Кем он является в рассказе? - Как можно назвать такую композицию? (рассказ в рассказе) - Какие части рассказа можно считать самыми важными? (Бал, после бала) - Разобраться в важности этих сцен нам помогут ребята, выполнив задания по карточкам. (Петрова Татьяна, Белоножкин Олег)
(Федешова Лена, Димитрова Оксана)
- Ребята работают у доски, а мы продолжаем. Как вы считаете, чем является бал для дворянина XIX века? (Звучит мелодия вальса) (СЛАЙД 5,6) - В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времен, так и от современной. В жизни русского столичного дворянина XVIII-начала XIX в.в. время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам – здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба – военная или статская. На балу реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих. (40 с.)
- Вспомните сцену бала. Какой танец описан автором более подробно? (Мазурка). - Алена и Оля расскажут об этом танце. - Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. Она танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца. И солист, и распорядитель мазурки должны были проявить изобретательность и способность импровизировать:
- Какое настроение у присутствующих в зале и у читателя создаёт мелодия мазурки? Какие чувства вызывает? - Что привлекло наибольшее внимание окружающих? (Танец отца и дочери). Зачитайте. - На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает поведения полковника по отношению к дочери на балу? ( В сцене бала полковник кажется красивым, милым и добрым. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. Носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать Вареньку и выводить её в свет.) - Искренен он к ней и другим гостям бала? (Полковник искренен на балу, когда радостный и счастливый танцует с дочерью, подводит её к влюблённому человеку.) - Какие художественные средства использует автор, изображая бал? Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из первой части. - Почему рассказчик в таких ярких красках описывает бал? Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»? (Иван Васильевич влюблён, очарован праздничной атмосферой, близостью любимой женщины, ощущением счастья, красоты, молодости). - Описание бала занимает большую часть рассказа. А почему он назван «После бала»? Обратимся к тексту. (Заранее подготовленный ученик зачитывает сцену после бала) (СЛАЙД 7,8) - Что изменилось? Почему? Что помогает прочувствовать состояние героя? (Описание пейзажа – ученики зачитывают отрывок из текста). - Звучание мазурки было внезапно прервано. Что случилось? Слушание фрагмента музыки – визгливая мелодия флейты и барабанная дробь. - Какое впечатление произвело на вас звучание такой «музыки»? Какие чувства оно вызвало? - Какие эпитеты использует автор во второй части рассказа? Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из второй части рассказа. - Каким мы видим полковника в этой сцене? (Человек со злобным выражением лица, жестоким и грубым. Полковник убеждён, что надо делать всё по закону: «перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку», а если нужно, ударить этой рукой провинившегося солдата) - Какой приём использует автор, для того, чтобы воздействовать на читателя? (Противопоставление). - Этот прием можно назвать контрастом. Контраст – это резко выраженная противоположность. (Запись в тетради) (СЛАЙД 9 ) -Сравним эпитеты первой и второй части. Что чему противопоставлено? (Картины бала и после него.) Это художественное средство называется антитеза. Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий. (запись в тетради) (СЛАЙД 9) - Как чувствует себя герой рассказа во второй части? (Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты боль, он потрясён жестокостью полковника). - Почему он не вмешался в происходящее? (Он был ошеломлён, думал, что чего-то не знает.) - Понял рассказчик причины противоречий в характере, поведении полковника? (Понять того, кто искренне добр в одной обстановке и страшно зол в другой – для него невозможно.) - А в чем причина жизненных противоречий по мнению автора? ( Л.Н. Толстой в рассказе показывает не только злые и добрые качества в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную действительность, искаженные понятия о чести, долге, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит.) - Как изменилась жизнь Ивана Васильевича впоследствии? (Столкнувшись с несправедливостью, даже не по отношению к нему, резко изменил свой жизненный путь, отказался от карьеры и посвятил свою жизнь служению другим людям.) - Вспомните в какой день происходило событие. (Последний день Масленицы) (СЛАЙД 10) - Как называют последний день Масленицы и последующий за ним? (Прощеное воскресенье и Чистый понедельник) - Несмотря на то, что действие происходит в день, когда принято было простить «ближнего», с чистой душой вступить в Великий пост, происходит такое жестокое событие. - В рассказе показаны два закона: Божий (начинается Великий пост, всепрощение, милосердие) и закон человеческий. Какой закон главный? (Божий. Он вечен). VI. Выводы по уроку. - Какой приём помогает автору воздействовать на читателя? (Приём контраста). - Помог ли контраст раскрыть замысел автора? VII. Рефлексия. - Что, ребята, вам дал сегодняшний урок? - Как вы себя чувствовали на уроке? Считаете ли вы, что даже на службе человек не должен забывать о нравственных ценностях? Приведите примеры из жизни. VIII. Домашнее задание. (СЛАЙД 11) - Написать сочинение на темы (по выбору): «Полковник на балу и после бала», «Утро, изменившее жизнь», «Что такое честь, долг и совесть в моём понимании?» | |||
Просмотров: 1801 | Загрузок: 28 | |
Всего комментариев: 0 | |